Керченский пролив

Керченский пролив — самый мелкий пролив в мире

Керченский пролив соединяет Черное и Азовское моря, обеспечивает связь Азовского моря с мировым океаном. Этот пролив отделяет Крымский полуостров от Таманского берега. Древние греки считали, что он разделяет Европу и Азию. Пролив достаточно мелководный, поэтому для безопасного мореплавания в нем был прорыт судоходный канал.

Керченский пролив на карте

Керченский пролив — это водная артерия, соединяющая Черное и Азовское моря. Северная граница пролива проходит между мысом Аххилеон (Тамань) и мысом Хрони (Керчь). Южная граница со стороны Тамани — мыс Панагия, со стороны Крыма — мыс Такиль. Ширина пролива на северной и южной границах примерно одинакова около — 15 км. Длина пролива около 35 км по прямой линии и 45 км по фарватеру.

Керченский пролив. Границы
Границы Керченского пролива

Самое узкое место пролива — 4,6 км — между портом Крым (на керченском берегу) и портом Кавказ (на косе Чушка), в месте, где находится паромная переправа. В древности это место именовали Киммерийской переправой. Ширина между мысом Павловский и островом Тузла 3 км. Именно здесь проходит Крымский мост.

Средняя глубина в северной части пролива составляет 7 — 9 м, в южной — 12 — 15 м. Центр пролива и вовсе мелководный — от 3 до 6 метров, а в акваториях заливов и возле кос — и того меньше. Максимальная глубина Керченского пролива — 18 м — на юге, там, где он соединяется с Черным морем.

Керченский пролив — самым мелководный пролив в мире.

Берега пролива изрезаны заливами и бухтами. Со стороны Крымского полуострова самыми большими являются Камыш-Бурунская и Керченская бухты. На противоположном берегу — Таманский залив. Вглубь пролива от таманского берега вдаются косы — Чушка и Тузла. Есть в проливе и остров — тоже называется Тузла.

Остров Тузла и коса Тузла это разные географические объекты.

На берегу Керченского пролива находится ряд населенных пунктов, в том числе единственный город — Керчь, растянувшийся по берегу на 42 км.

История Керченского пролива

Некоторые исследователи утверждают, что около 20 тысяч лет назад Азовского моря еще не было, а море Черное было озером, уровень воды в котором был гораздо ниже современного. В те далекие времена Керченский пролив представлял собой продолжение русла реки Дон. Интересно, что керченский берег пролива крутой, обрывистый. Таманский — в основном пологий, хотя встречаются по берегу и возвышенности до 30 м.

Крутой берег Керченского пролива
Обрывистый берег Керченского полуострова

Современные очертания, по мнению ученых, Керченский пролив принял 7-8 тысяч лет назад.

Литературные источники античности свидетельствуют, что 2-3 тысячи лет назад пролив был намного уже и мельче чем сегодня.

Как раньше назывался Керченский пролив

Самое древнее дошедшее до нас название пролива — Боспор (иногда Босфор) Киммерийский. Считается, что слово «боспор» имеет фракийское происхождение и переводится как «коровий брод». Определение «киммерийский» указывает на один из народов, в древности населявших полуостров. Согласно древнегреческому мифу, супруга Зевса, Гера, превратила речную нимфу Ио в корову. Несчастную нимфу жалил огромный овод, посланный Герой. Спасаясь, от овода, Ио в виде коровы переплыла пролив. В пользу такого перевода названия говорит тот факт, что в древности кочевники по замерзшему проливу перегоняли большие стада коров.

Существует еще одно интересное толкование термина «боспор» — как сочетания скифского слова baxs (давать) и греческого φόρος (налог). То есть, место взимают налоги. Таможня, проще говоря.

Керченский пролив (Боспор Киммерийский) на карте Клавдия Птолемея
Боспор Киммерийский на карте Клавдия Птолемея (2 век н.э.)

В древности пролив также называли Киммерийской рекой.

В 13 веке, во время итальянского господства в Крыму, Керченский пролив называли Проливом святого Иоанна. Не исключено, что название связано с храмом Иоанна Предтечи.

Таман-Богазы (Таманский пролив) — так называли пролив турки. Такое название встречается на многих российских картах 17-18 вв.

В конце 18 века на некоторых картах писали просто — «пролив из Азовского моря в Черное». В это же время на других картах пролив именовался Таврическим (по имени народа, жившего на полуострове в 1 тысячелетии до н.э.) Сам полуостров в то время назывался Таврической губернией.

Еще одно название, распространенное в 18 веке — Еникальский (или Керчь-Еникальский) пролив — по названию турецкой крепости Еникале.

Керчь-Еникальский пролив
На карте 1920-го года Керченский пролив назван Керчь-Еникальским

В изданном в 1807 году атласе Российской империи пролив назван Азовским.

С конца 19 века преобладающим названием стало Керченский пролив.

Керчь-Еникальский канал

В Керченском проливе имеется немало препятствий, мешающих прохождению судов: подводные камни, отмели, старые сваи. Немало судов потерпело здесь крушение в разные времена. Даже легкие парусники античности и средневековья садились здесь на мель и разбивались о рифы. Что же говорить о современных пароходах? В конце 19 века было принято решение построить судоходный канал, по которому смогут проходить крупные суда. Фактически канал представляет собой фарватер, проложенный по дну Керченского пролива. Керчь-Еникальский канал, открытый в 1877 году, изначально имел глубину 5,7 метра. В 1908 году его углубили до 7,3 метров, а в 1970-м глубина составила 9-9,75 метров.

Канал довольно быстро затягивается илом, в нем могут появляться грязевые вулканы. В 1914-м году пароход, следуя по фарватеру, сел на мель, появившуюся как раз из-за неожиданного выросшего грязевого вулкана. Поэтому за состоянием фарватера нужно постоянно следить. В настоящее время глубина канала поддерживается на уровне от 8,3 до 9,3 метров на разных участках (коленах).

Керчь-Еникальский канал
Керчь-Еникальский канал

Ширина канала 120 метров, длина — 24,3 километра. На схеме Керчь-Еникальский канал помечен красной линией. Он состоит из четырех участков (колен). В сутки канал способен пропустить до 150 судов. Проход по каналу платный. Керчь-Еникальский канал прижат к керченскому берегу и относился к зоне ответственности морского порта Керчь.

Кроме Керчь-Еникальского канала в проливе прорыт фарватер для паромной переправы длиной чуть меньше 5 км(зеленая линия №7 на схеме), а также два фарватера, являющихся частью Таманского судоходного пути (желтая и сиреневая линии). Таманский судоходный путь проходит параллельно Керчь-Еникальскому каналу, его глубина составляет от 3 до 4,5 метров. В свое время он был создан как альтернатива Керчь-Еникальскому каналу Морской администрацией порта Темрюк.

Керченский пролив в зимний период

Зимой температура пролива обычно опускается до 5-6 градусов. Примерно раз в три года Керченский пролив замерзает на непродолжительный срок. Толщина льда при этом не превышает 20 см. Лед рыхлый, непрочный. Да и замерзает в основном только северная часть (до косы Тузла). В южной части обычно наблюдаются плавучие льды, которые течением приносит из Азовского моря. Во времена функционирования паромной переправы работа паромов во время обледенения не прекращалась. Керченские паромы проектировались как паромы-ледоколы.

Лед в Керченском проливе
Лед в Керченском проливе

Случаются в этих местах исключительно суровые зимы. Так, в 1 веке до н.э., по словам античного историка Страбона, на льду пролива произошло крупное сражение. Тогда войска царя Митридата одержали победу над варварами.

В 17 веке хан Ислам-Гирей III ходил со своим войском на черкесов по льду Керченского пролива.

В январе 1942 года по льду пролива переправилась большая часть 51-й и 47-й армий включая артиллерию и грузовой автотранспорт. Правда, тогда тонкие места специально укрепляли — покрывали досками, связками камыша и заливали водой.

Ледоход в Керченском проливе бывает довольно мощным. Так, в феврале 1945-го ледоход разрушил мост, простоявший несколько месяцев.

Интересные факты о Керченском проливе

В настоящее время через пролив построен мост, названный Крымским.

С 1954 по 2020 годы работала паромная переправа с Керченского берега на Таманский полуостров. В 2020-м переправа была закрыта, но осенью 2022 года снова заработала в связи с повреждением моста.

Керченская паромная переправа
Керченская паромная переправа

Дно в глубоких местах пролива, а также у кос — илистое. Толщина ила в отдельных местах достигает 8 м. Имеются на дне пролива и грязевые вулканы. На дне Керченского пролива лежат многочисленные обломки судов, боеприпасы разных эпох — от ядер до современных артиллерийских снарядов. Затонувшая во время ледовой переправы 1942 года техника также покоится на дне пролива. Практически каждое подводное погружение приносит массу находок.

На берегах Керченского пролива расположено немало благоустроенных и диких пляжей. Пляжи песчаные, у берегов достаточно мелко, в летнее время вода хорошо прогревается. Купальный сезон в Керченском проливе начинается в конце мая и длится до конца сентября.

Пляж на берегу Керченского пролива
Песчаный пляж на берегу Керченского пролива

Однако, в местах наиболее сильного течения купание может быть опасным. Скорость течения в проливе в среднем составляет 0,6-0,9 км/ч, но при сильных ветрах его скорость может достигать 5,5 км/ч. 

Соленость Керченского пролива колеблется в зависимости от течения от 11 до 17 промилле. Так, если течение из Азовского моря, соленость падает. Преобладающим течением в Керченском проливе является азовское, т.е., перенос воды из Азовского моря в Черное происходит чаще, чем из Черного в Азовское. Течения в Керченском проливе в основном зависит от направления ветра. Однако, после значительного сгона воды из Азовского моря, может начаться обратное течение, от направления ветра не зависящее.

В теплое время года уровень воды в Керченском проливе обычно выше, чем в холодное. Максимальная высота волн в проливе 3 м.

Кто живет в Керченском проливе

Через Керченский пролив рыба мигрирует из Азовского моря в Черное и обратно. Поэтому издавна здесь ловили сбивающихся во время миграции в стаи ставриду, хамсу, сельдь, барабулю, кефаль, пиленгас. Добывают в проливе и местную рыбу, обитающую здесь постоянно. Это бычок, черноморский калкан. Промысловую ценность имеют живущие в проливе моллюски — мидии, рапаны. Если мидии жили в этих местах еще в древности , то рапану завезли с Дальнего востока в середине 20 века. Также ловят в проливе креветок.

В Керченском проливе можно встретить морского кота (ската), способного нанести своим хвостом довольно болезненный укол. Встречается эта рыба в основном на глубине, но периодически заплывает на мелководье, наводя переполох среди отдыхающих.

Морской кот (скат)
В августе 2022 года на городской пляж Керчи заплыл крупный скат

Заплывают на пляжи и дельфины. Эти млекопитающие держатся стаями и следуют за рыбой. Люди в воде их мало интересуют. Однако не следует забывать о том, что это дикие животные и могут случайно поранить слишком близко подплывшего человека.

В конце лета на мелководье появляются медузы. Небольшие — аурелии — опасности не представляют, а вот о более крупного корнерота можно и обжечься.

Медузы в Керченском проливе
Кисель из медуз

Иногда количество медуз бывает настолько огромным, что море буквально превращается в кисель.

Заключение

Керченский пролив соединяет черное и Азовское моря. Для удобства прохождения судов в нем прорыт Керчь-Еникальский канал. Через пролив налажена паромная переправа и построен мост. В водах Керченского пролива ведется активный рыбный промысел. На его берегах много замечательных песчаных пляжей.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top